1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях (далее – Положение) разработано с целью определения общих правил проведения процедуры контроля, оценивания и учета результатов освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ в МОУ ДО Центр внешкольной работы «Юность» (Далее – ЦВР «Юность»). 1.2.Положение разработано в соответствии с Законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (г.3 ст.28 п.11). 1.3. Положение регламентирует деятельность педагогов дополнительного образования и администрации ЦВР «Юность» по контролю, оцениванию и учету результатов освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ. 1.4.Текущее, промежуточное и итоговое оценивание учащихся по соответствующим дополнительным общеразвивающим программам является обязательным и осуществляется в ЦВР «Юность» во всех группах. 1.5.Требования, предъявляемые к текущему, промежуточному и итоговому оцениванию доводятся до сведения учащихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся педагогами или администрацией ЦВР «Юность» в момент принятия ребенка в учреждение. 1.6. ЦВР «Юность» осуществляет индивидуальный учет результатов освоения учащимся дополнительных общеразвивающих программ. 1.7. Индивидуальный учет результатов освоения учащимся дополнительных общеразвивающих программ осуществляется на бумажных и (или) электронныхносителях. 1.8. Хранение в архивах, данных об учете результатов освоения учащимся дополнительных общеразвивающих программ, осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 2. Осуществление индивидуального учета результатов освоения дополнительных общеразвивающих программ. 2.1. Индивидуальный учет результатов освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ осуществляется на бумажных и (или) электронныхносителях. 2.2. К обязательным бумажным носителям индивидуального учета результатов освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программотносятся журнал учета работы педагога в объединении. 2.3. Индивидуальный учет результатов освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ ведется педагогическим коллективом и отражается в Карте индивидуальных результатов освоения дополнительных общеразвивающих программ, а также в портфеле (портфолио) достижений учащегося. 3. Портфель (портфолио) достижений учащегося. 3.1. Настоящее Положение регулирует требования и нормы к построению и действию Портфолио (Портфеля достижений) учащихся как способа накопления и оценки динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка в период его обучения в «Учреждении», определяет порядок его формирования, структуру и систему оценивания. Портфолио достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. 3.2. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития воспитанника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 3.3. Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, т. к. позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, игровой и др. 3.4. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: - поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности; - поощрять его активность и самостоятельность; - формировать навыки учебной деятельности; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешнойсоциализации; -укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка. 4. Формы фиксации образовательных достижений обучающихся Основной формой фиксации результатов достижений учащихся является индивидуальный портфель (портфолио), который может иметь следующую структуру: 1. Титульный лист; 2. Раздел «Мой портрет» включает: Личные данные учащегося: ФИО ребенка, адрес, домашний телефон (мобильный), ФИО родителей; Автобиографию (резюме) учащегося; Результаты психологической диагностики учащегося; Результаты самоанализа, проведенного учащимся; Описание целей, поставленных учащимся на определенный период; Результаты работы по профессиональному и личностному самоопределению учащегося; Другие сведения, раскрывающие способности учащегося. 3. Раздел «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Он включает: Конкурсы и мероприятия различного уровня (районные, региональные, Всероссийские, международные конкурсы). Документы или их копии могут быть представлены в приложениях к Портфолио. 4. Раздел «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности; участие в научно-практических конференциях, конкурсах, различного рода практик, спортивных, художественных и других достижений. Раздел включает: Исследовательские работы, рефераты. Указываются изученные материалы, название работы, количество страниц, иллюстраций и т.п. Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможны приложения в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте; Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретнаяработа, дается её краткое описание; Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках; Другие формы творческой активности: участие в концертах, гастролях и пр.; Различные практики: социальные, трудовые, языковые, педагогические. Фиксируется вид практики, место прохождения, продолжительность. Участие в конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат; Участие в научно-практических конференциях, учебных семинарах, лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и формаучастия в нем. Спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличие спортивного разряда; Иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности учащихся. 5. Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя все характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, и др.; письменный самоанализ учащегося своей деятельности и её результатов (может быть представлен в виде заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочего). Раздел включает: Заключение о качестве выполненной работы; Рецензии на статьи, опубликованные в СМИ; Отзыв о работе в творческом коллективе, о выступлениях на НПК и др.; Резюме учащегося с оценкой собственных достижений; Эссе учащегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики; Иная информация, подтверждающая отношение учащегося к различным видам деятельности. 5. Оформление Портфолио. 5.1 Портфолио оформляет учащийся под руководством педагогов соответствии со структурой, указанной в пункте 2, в файл-папке и (или) в электронной форме. Учащийся имеет право включать в Портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п. 5.2. При формировании портфеля (портфолио) соблюдается принцип добровольности. 5.3. При оформлении портфеля (портфолио) должны соблюдаться следующиетребования: Систематичность и регулярность ведения; Достоверность представленных сведений; Аккуратность и эстетичность оформления; Разборчивость при ведении записей; Целостность и эстетическая завершенность материалов; Наглядность. 5.4. Индивидуальные образовательные достижения фиксируются в портфолиов течение года. 5.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений. 5.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначенной приказом директора ЦВР «Юность». В состав экспертной группы в обязательном порядке входит педагог объединения, в котором обучается ребенок. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и счислении итоговой оценки их портфолио. 6. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио учащегося 6.1. В формировании портфолио участвуют учащиеся, родители, педагог, заместитель директора по УВР; 6.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом: учащийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио; директор ЦВР «Юность» 1. разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу; 2. распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; 3. осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ЦВР «Юность». Заместитель директора по УВР: - организует работу по реализации в практике работы ЦВР «Юность» технологии портфолио; - осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ЦВР «Юность» Педагог: - оказывает помощь учащимся в процессе формирования портфолио; - проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями; - осуществляет посредническую функцию между учащимися, педагогами и представителями социума; - осуществляет контроль за пополнением портфолио; - организует воспитательную работу с учащимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение учащихся; - разрабатывает и внедряет системы поощрений. 7. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио 7.1. Ранжирование результатов участия в конкурсах, соревнованиях, конференциях: Международный уровень: победитель – 20 баллов; призер – 15 баллов; участник – 10 баллов; Федеральный уровень: победитель – 10 баллов; призер – 8 баллов; участник – 3 балла; Региональный уровень:победитель – 6 баллов; призер – 5 баллов; участник – 2 балла; Муниципальный уровень: победитель - 4 балла; призер – 3 балла; участник – 1 балл; Результаты участия в конкурсах, олимпиадах, проводимых ЦВР «Юность»: победитель, призер – 2 балла. 7.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение в ЦВР «Юность»: свидетельство ЦВР «Юность» - 2 балла за каждый свидетельство; дипломы, грамоты ЦВР «Юность» - 1 балл за каждый; 7.3. Ранжирование материалов, помещенных в разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» осуществляется педагогом ЦВР «Юность» либо экспертом (экспертной группой) следующим образом: исследовательские работы, рефераты, проектные работы, техническое творчество, работы по искусству, не имеющие недочетов – 2 балла; имеющие небольшие недочеты – 1 балл; заключение о качестве выполненной работы; рецензии на статьи, опубликованные в СМИ; отзыв о работе в творческом коллективе; рекомендательные письма; иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности – 1 балл за каждый отзыв. 8. Учет образовательных достижений учащихся 8.1. Достижения учащихся, зафиксированные в соответствии с разделом 2 учитываются: - при итоговой аттестации по дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым ЦВР «Юность»; - при принятии решений о поощрении (материальном и моральном стимулировании) учащихся по основаниям, предусмотренным правилами поведения обучающихся, локальными нормативными актами ЦВР «Юность»; 8.2. Решение об учете (принятии во внимание) достижений, учащихся при итоговой аттестации принимается педагогами и может выражаться в балльной системе за выполнение работ, предусмотренных образовательной программой. 9. Использование материалов «портфолио». Материалы «портфолио» могут рассматриваться на заседаниях методических объединений по отделам для принятия решений: - о компетентностном уровне учащегося; - об эффективности деятельности педагога; - о наличии условий для самореализации личности. Так же результат портфолио учитывается: при прохождении аттестации педагогических и руководящих работниковна квалификационную категорию; в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ЦВР «Юность» - аккредитации, контроле качества образования. Данные «портфолио» используются при формировании баз данных муниципального, регионального уровней для проведения мониторинговых исследований в рамках построения региональной системы оценки качества образования. 10. Порядок хранения в архивах информации об учёте индивидуальныхучебных достижений учащихся. База данных по оценке качества образования хранится у руководителей отделов, старших педагогов, старших методистов, зам. директора по УВР. ЦВР «Юность» на бумажном и (или) электронном носителях. Заместитель директора по УВР осуществляет защиту информации от несанкционированногодоступа. Данные, полученные в результате обработки отчетов, обсуждаются на административных совещаниях и заседаниях методических объединений. Выводы по анализу данных являются объективной основой для внесения корректив в план проведения внутреннего контроля и планирования индивидуальной работы с учащимися. Результаты, полученные по каждому из учащихся, могут обсуждаться с родителями данного учащегося для принятия решений, направленных на получение положительных изменений в учебных достижениях учащегося. Приложение 1 1. Конкурсы Уровень (международный, всероссийский, областной, районный, участие в конкурсах, выставках соревнованиях ЦВР «Юность»). Название Год Занятое место, участие Год Занятое место, участие Баллы 2. Исследовательская деятельность. Уровень (международный, всероссийский, Наличие областной, районный, грамоты, диплома участие в конкурсах, лауреата и т. д. выставках, соревнованиях, соревнованиях ЦВР «Юность») Баллы 3. Личные достижения Название поделки, работы, проекта и т. д. Название объединения Баллы Год